Денежные переводы мигрантов
в контексте глобального развития
Вестник Российской академии наук
2014, том 84, № 11, с. 1017–1023



В статье утверждается, что, несмотря на существенное увеличение совокупных объёмов денежных переводов мигрантов, их влияние на рост инвестиций в человеческий капитал большинства развивающихся стран и в глобальное развитие в целом остаётся незначительным. По мнению авторов, устранение политически мотивированных ограничений на денежные переводы является одним из условий такого развития. Они обосновывают значимость концепции кредитной природы денег и права для понимания социальной ответственности государств, повышения эффективности миграционного регулирования, а также преодоления кризиса международной валютно-кредитной системы.

Денежные переводы мигрантов
в контексте глобального развития
В. В. МАРТЫНЕНКО, С. В. МАРТЫНЕНКО,
Социально-политические и экономические аспекты международной миграции населения, а также связанные с ними проблемы и последствия регулирования миграционных потоков оказывают всё большее влияние на условия и перспективы глобального развития. Многие государства сегодня одновременно являются странами происхождения, назначения и/или транзита международных мигрантовI, общее число которых за последние 30 лет удвоилось, достигнув порядка 230 млн. человек, или более 3% населения земного шара [1, 2]. На долю развитых стран приходится около 60% этой категории
Динамика миграционных потоков в значительной степени определяется объёмом и направлением движения трудовой миграции. Примерно половина международных мигрантов, а вместе с членами их семей — около 90% представляют собой экономически активное население.
Рост трудовой миграции сопровождается увеличением объёмов переводимых на родину денежных средств, которые растут ещё более высокими темпами, чем численность самих мигрантов. По оценкам Всемирного банка, в 2013 г. размеры денежных переводов мигрантов в совокупности составили около 550 млрд.
Данные Всемирного банка далеко не в полной мере отражают фактический объём средств, которые семьи мигрантов получают на родине. Одни страны (в частности, Туркменистан, Узбекистан) не представляют сведения о суммах, поступающих от мигрантов, другие — Канада, Катар, ОАЭ, Сингапур — напротив, не представляют информацию об отправляемых мигрантами за границу суммах. Кроме того, публикуемые Всемирным банком данные основываются главным образом на информации, которая поступает от центральных банков различных стран. Обычно она включает в себя только объёмы денежных переводов, осуществлённых коммерческими банками, а переводы, произведённые небанковскими организациями, в том числе почтовыми службами, в ней, как правило, не учитываются. Между тем, поскольку мигранты часто не имеют возможности пользоваться банковскими услугами, эта величина значительная. По действующим в развитых странах нормам банковского регулирования (связанным с борьбой с терроризмом и коррупцией, отмыванием денег и
В целом ряде стран исключительно высок удельный вес денежных переводов мигрантов по отношению к размерам валового внутреннего продукта (ВВП). Мировыми лидерами здесь являются Таджикистан и Киргизия, где в 2012 г. поступления от мигрантов равнялись соответственно 48 и 31% ВВП. За ними следуют Непал (25%), Лесото (25%), Молдова (24%) и Арме
Согласно распространённой и практически никем не оспариваемой точке зрения, денежные переводы мигрантов положительно влияют на социально-экономическую ситуацию в государствах их исхода. Считается, что эти средства способствуют решению проблемы бедности, увеличению инвестиций и вложений в человеческий капитал, развитию здравоохранения и образования. Ряд экономистов и политиков рассматривают их как фактор, компенсирующий потери, связанные с эмиграцией высококвалифицированной рабочей силы, более того, как доказательство отсутствия негативного воздействия «утечки мозгов» на социально-экономическое состояние развивающихся стран.
На наш взгляд, вопрос о значении миграции и влиянии денежных переводов на социально-экономическую и политическую ситуацию в странах исхода и приёма мигрантов отнюдь не однозначный.
Конечно, инвестиции, направленные на повышение уровня реализации человеческого потенциала, помощь беднейшим слоям населения, улучшение качества здравоохранения, образования и профессиональной подготовки, расширение доступности знаний и умений, пользующихся спросом на рынке труда, являются необходимыми компонентами, обеспечивающими устойчивое социально-экономическое развитие. Однако нельзя упускать из виду следующие обстоятельства. Как правило, наиболее бедные семьи вообще не получают никаких денежных переводов, поскольку для того, чтобы уехать на заработки за рубеж, нужны средства, которые они не в состоянии найти. В семьях же, получающих переводы, значительная часть уходит на погашение долга, связанного с инициированием мигра
Положительные примеры инвестирования переводов в экономику развивающихся государств в основном относятся к тем случаям, когда в принимающих странах возникает существенный спрос на товары и услуги, производимые в странах происхождения мигрантов. Крупные диаспоры, заинтересованные в расширении поставок товаров из стран происхождения, готовы вкладывать средства в создание соответствующей экономической инфраструктуры, оказывать кредитную и инвестиционную поддержку малому и среднему бизнесу, занимающемуся производством, импортом и продвижением на рынках принимающих стран этих товаров.
Успешное сотрудничество государств исхода мигрантов с диаспорами позволило сформировать и развить новые, в том числе наукоёмкие, производства. Так, благодаря индийской диаспоре в США в Индии создан аналог Силиконовой долины, а также сеть частных кардиологических клиник, способствовавших превращению страны в региональный центр международного медицинского туризма. Индийской диаспоре в Бельгии принадлежит ведущая роль в создании в Индии крупномасштабного производства по обработке алмазов, в котором занято свыше 1 млн. человек. Страна, практически не имея собственной добычи этого минерала, превратилась в главного в мире экспортёра обработанных алма
Важно также учитывать, что свыше половины общей суммы денежных переводов приходится на долю шести стран, причём 60% «достаётся» Индии и Китаю, которые в 2013 г. получили соответственно 71 млрд. и 60 млрд. долл. В число этих стран вошли также Филиппины (26 млрд. долл.), Мексика (22 млрд. долл.), Нигерия (21 млрд. долл.) и Египет (20 млрд. долл.). В десятке лидеров Бангладеш (15 млрд. долл.), Пакистан (15 млрд. долл.) и Вьетнам (11 млрд.
Не следует преувеличивать и роль присылаемых средств в формировании валютных резервов, обслуживании внешнего долга и(или) поддержании положительного платёжного баланса, а также в том, чтобы купировать негативное воздействие финансовых и экономических кризисов, военных конфликтов, природных и техногенных катастроф.
Конечно, по сравнению с инвестициями частных лиц размеры денежных переводов мигрантов в значительно меньшей степени подвержены влиянию политической ситуации и экономической конъюнктуры, которая складывается в странах исхода. Более того, те, кто уехал на заработки, проявляют готовность помогать своим семьям при ухудшении политической и социально-экономической ситуации на родине. Один из наиболее наглядных примеров — так называемая арабская весна в Египте, когда частные инвесторы и международные «спонсоры» поспешили вывести из страны свои средства и приостановить предоставление помощи. Прямые инвестиции практически испарились, упав с 9,5 млрд. долл. в 2009 г. до минусового значения в 2011 г. Приток же денег от мигрантов, напротив, именно в это время увеличился почти в 3 раза: с 7,2 млрд. долл. в 2009 г. до 20,5 млрд. долл. в 2012 г. Размеры поступлений от работавших за рубежом в 3 раза превысили ежегодные доходы от эксплуатации Суэцкого канала и более чем в 1,5 раза объёмы официальных валютных резервов
Однако для большинства развивающихся государств денежные переводы мигрантов вряд ли могут рассматриваться в качестве достаточного и надёжного финансового источника. К тому же их размеры зависят от политики валютного регулирования, проводимой в странах происхождения мигрантов. Когда курс национальной валюты чрезмерно завышен, а обращение иностранной валюты запрещено или жёстко регламентировано, вместо денег мигранты предпочитают пересылать на родину товары. Замечено также, что по мере того, как они интегрируются в общество принимающих государств, объёмы переводимых ими средств уменьшаются.
Недостаточную надёжность денежных переводов мигрантов как источника валютных поступлений высветил и мировой экономический кризис. В 2009–2010 гг. многие страны Юга ощутили заметное сокращение переводимых средств прежде всего из-за того, что вызванные кризисом рост безработицы и снижение размеров заработной платы в первую очередь затронули рабочих-мигрантов.
Особо следует отметить и изменившееся в процессе углубления мирового экономического кризиса отношение к миграции и мигрантам в развитых странах. До начала кризиса общая тональность оценок, которые использовали политики и экономисты при характеристике движущих сил и значения миграционных процессов, определялась с помощью получившей популярность аббревиатуры «3D», объединяющей три слова: развитие (development), демография (demography) и демократия (democracy)III. С ухудшением социально-экономической ситуации и ростом безработицы, как это уже случалось в истории, развитые страны вдруг обнаружили, что они «приглашали рабочую силу, а пришли люди»IV. Многие представители властных структур, отвлекая внимание от серьёзных недостатков и просчётов в собственной деятельности, стали культивировать в обществе естественные страхи и опасения в отношении «чужаков». Миграция всё чаще рассматривается как угроза национальной и экономической безопасности. На мигрантов возлагается вина за увеличение разрыва между доходами богатых и бедных слоёв населения, уменьшение доли среднего класса, снижение качества и доступности социальных услуг, предоставляемых государством, рост цен в жилищном строительстве и
Изменившееся отношение к мигрантам в обществе проявилось в ужесточении пограничного контроля, увеличении масштабов депортации, ограничении размеров трудовой миграции. В первую очередь эти протекционистские меры затрагивают низкоквалифицированных рабочих.
Между тем, как показывает практика, возведение многочисленных иммиграционных барьеров на деле нередко способствует росту числа нелегальных мигрантов, или «мигрантов с неурегулированным статусом»V. Многие из них попадают под влияние организованных преступных группировок, что влечёт за собой дополнительные социальные, экономические и политические проблемы. В различных странах всё большая часть населения, включая мигрантов, задумывается о путях обхода установленных государственных законов и норм, чтобы избежать конфискационного вмешательства в свою жизнь.
В России неконтролируемый приток мигрантов тоже объявлен серьёзной угрозой национальной безопасности. Некоторые политики утверждают, что денежные переводы приезжих на родину негативно влияют на российскую экономику, поскольку ведут к уменьшению валютных резервов и сокращению инвестиционных ресурсов. Подобные утверждения не имеют под собой серьёзных оснований. Россия не только перечисляет, но и сама получает денежные переводы. По оценкам Всемирного банка, в 2013 г. величина поступивших в нашу страну денег от соотечественников, работающих за рубежом, составила 6,4 млрд. долл. По этому показателю Россия существенно опережает страны, для которых она является главным источником поступлений денежных средств. Например, в том же 2013 г. Таджикистан получил 4,1 млрд. долл., Киргизия — 2,3 млрд. долл., Молдова — 2 млрд. долл. Среди стран СНГ больше, чем у России поступления денежных средств от мигрантов только в Украине (9,5 млрд.
Рассуждения политиков об инвестиционных потерях, которые Россия якобы несёт в связи с денежными переводами мигрантов, свидетельствуют об отсутствии адекватного понимания кредитной природы денег, что, в свою очередь, является одним из факторов неэффективного регулирования и функционирования банковского сектора в стране, а также недостаточной разработки мер, способных привести к реформированию современной международной валютно-кредитной системы.
Суть кредитной природы денег состоит в том, что они обеспечивают возможность фиксации и реализации прав на приобретение товаров и услуг за теми членами общества, которые предварительно внесли свой вклад в удовлетворение потребностей в товарах и услугах других людей. Возможность получения денег в результате насилия, мошенничества или воровства, естественно, не рассматривается. Более того, когда в том или ином обществе подобные явления получают широкое распространение, деньги обесцениваются и перестают функционировать. Социальное значение денег обусловлено тем, что они возникли как необходимое звено, соединившее в пространстве и во времени многочисленные цепочки возникающих между различными членами общества кредитных отношений и связанных с ними прав и обязанностей. Те, кто получает деньги за предоставленные товары и услуги, удовлетворение социально значимых потребностей других людей, по сути, оказываются применительно ко всем остальным членам общества в роли анонимных кредиторов. Продавцу товаров и услуг фактически переходят права (в виде денег), которыми обладал покупатель в качестве анонимного кредитора. При этом каждый кредитор, выступив как покупатель, то есть реализовав своё право в объёме имевшихся у него денег, закрывает одну кредитную цепочку, одновременно начиная новую. Это означает, что размеры денежной массы отражают совокупные объёмы прав социальных субъектов на потребление товаров и услуг, которые были произведены к настоящему времени или будут произведены в обозримом будущем. Институт денег, представ в виде единого кредитного инструмента и инструмента обмена, стал обеспечивать условия для сохранения и расширения кредитного и товарного кругооборота, создавая предпосылки для социально-экономического
Появление денег изначально предполагало формирование альтернативного государственной власти социального инструмента фиксации и реализации прав и обязанностей членов общества. Вместе с тем данный факт на протяжении всей истории цивилизации оказывался побудительной причиной для стремления государств к монополизации денежной эмиссии, хотя на практике такие попытки всегда приводили к обесценению денег. Тем не менее они сохраняются по сей день и проявляются в расширении использования государственных долговых обязательств в качестве источника формирования денежной массы, в повышении зависимости банков и финансовых институтов от силовых структур, в применении таких методов регулирования банковской деятельности, которые ведут к перераспределению доходов в интересах представителей политической власти и связанных с ними социальных групп. На международной арене вводятся политические и экономические санкции, направленные на ограничение денежных переводов, замораживаются активы и средства на банковских счетах юридических и физических лиц и т.п. В результате устанавливается жёсткая регламентация социально-политической и экономической жизни, деформируется система прав и обязанностей социальных субъектов, что сопровождается свёртыванием полноценных кредитных отношений, ограничением свободы творчества и индивидуальной инициативы. Порождая дополнительные социально-политические и экономические проблемы, связанные со злоупотреблением властью в ущерб праву, такие действия неизбежно вызывают дисфункцию и обесценение денег, приводят к кризису национальных денежных систем и международных валютно-кредитных отношений в целом.
Мало кто сомневается, что современная международная валютная система находится в глубоком кризисе и нуждается в кардинальном реформировании. Не секрет, что главной причиной кризисного состояния международной валютной системы являются злоупотребления, которые позволяет себе американское государство, осуществляя денежную эмиссию в значительной мере за счёт выпуска долговых обязательств и используя привилегированное положение доллара в международных расчётах и резервах в качестве источника получения, по сути, беспроцентных кредитов. Вместе с тем США стараются не допустить таких изменений в международной валютно-кредитной системе, которые могут резко уменьшить масштабы их дальнейшего кредитования другими странами мира. В решении этой задачи им сознательно или неосознанно помогают центральные банки стран, которые, как Банк России, накопили многомиллиардные валютные резервы в долларах США и выступают держателями долговых обязательств (а следовательно, кредиторами) американского правительства. Проблема реформирования международной валютной системы усугубляется тем обстоятельством, что, поскольку такое реформирование предполагает урегулирование колоссального американского долга, оно вряд ли может произойти без существенных потерь для многих держателей долларов и государственных долговых обязательств США. А это, в свою очередь, увеличивает вероятность обострения международной напряжённости и возникновения военно-политических конфликтов. По существу, многие государства, накопившие значительные долларовые резервы, в определённом смысле оказались в роли заложников, с одной стороны, США и политики американского правительства, с другой — денежно-кредитной политики, проводимой монетарными властями своих стран.
Накопление Банком России крупных валютных резервов свидетельствует также о том, что осуществляемая им денежно-кредитная политика и используемый механизм денежной эмиссии в значительной степени ограничивают кредитные и инвестиционные возможности величиной поступающей в страну иностранной валюты. Именно сохранение такой политики, а не денежные переводы мигрантов представляет собой одно из главных препятствий на пути эффективной реализации экономического и научно-технического потенциала и обеспечения сбалансированного социально-экономического развития страны.
Говоря о социально-экономическом развитии, следует уточнить, что понимается под этим. Согласно либеральному подходу, человеческое развитие интерпретируется как расширение свободы и возможностей людей для достижения такой жизни, какую они себе сами желают. С этой точки зрения, миграция рассматривается в качестве неотъемлемой части свободы человека. Несколько иной подход используется в «Декларации тысячелетия» ООН, принятой в 2000 г. Из текста документа следует, что под развитием подразумевается сокращение бедности, улучшение состояния здоровья людей, доступность образования для более широких слоёв населения, обеспечение равенства полов, экологическая безопасность, а также более эффективное международное сотрудничество и партнёрство для достижения указанных целей и решения глобальных задач человечества. В докладе специализированной организации ООН по оказанию помощи странам- участницам в области развития (ПРОООН) за 2013 г. отмечается, что индивидуалистический подход, делающий упор на расширении возможностей и способностей отдельного человека, не может быть признан обоснованным. Аргументируется этот вывод тем, что индивиды функционируют не в одиночку, а в рамках социальных институтов. В то же время признаётся, что социальные институты могут как ограничивать, так и усиливать потенциал развития людей. С учётом данного обстоятельства предлагаются политические меры, изменение социальных устоев и норм, которые ограничивают возможности реализации человеческого потенциала. Выдвигается задача исследования природы социальных институтов, благоприятствующих «процветанию человека». Рекомендуется оценивать развитие общества с точки зрения формирования условий, способствующих преуспеванию и защите прав его членов. Вместе с тем подчёркивается, что, с одной стороны, цели тех или иных государств могут не соответствовать задаче обеспечения такой защиты, а с другой — каждое отдельно взятое государство не в состоянии обезопасить себя и своих граждан от пагубных последствий глобальных экономических, финансовых и экологических кризисов. В итоге делается вывод о негативном влиянии на развитие «чрезмерной приверженности» государств «примату национального суверенитета». Такая приверженность, по мнению авторов доклада, приводит «к трансграничному соперничеству и антагонистическому мышлению». В качестве альтернативной стратегии выдвигается концепция «ответственного суверенитета», которая предполагает обязательный учёт долговременных интересов и задач глобального развития при определении направлений и целей национальной политики отдельных госу
Предложенный подход к определению понятия, целей и условий социального развития не вызывает особых возражений. Однако ряд моментов, касающихся обеспечения прав и свобод человека, а также концепции «ответственного суверенитета» нуждаются в уточнении и дополнении.
Основная проблема, как нам представляется, заключается не в чрезмерной приверженности идее национального суверенитета, а в недостаточной социальной ответственности государств и в отсутствии действенных социально-правовых механизмов её повышения. Социально ответственной можно назвать только такую политику, которая способствует достижению наиболее полной реализации человеческого потенциала, раскрытию творческих возможностей людей, появлению новых направлений экономического и культурного развития.
В свою очередь, понятие «социальное развитие» получает адекватное смысловое значение, если рассматривать его в контексте социально- правовых механизмов, способствующих реализации эмпирически неопределённой величины разнообразных физических и интеллектуальных возможностей людей в рамках постоянного процесса разделения труда. Это требует, во-первых, приращения социальных связей и расширения взаимодействия между людьми, что подразумевает, в частности, объективную потребность в миграционных процессах, во-вторых — развития между социальными субъектами кредитных отношений, определяющих предпосылки для формирования системы прав и обязанностей в обществе, условия эффективной социализации людей и поддержания высокой мотивации их общественно полезной деятельности. Говоря о значении кредитных отношений, мы имеем в виду тот факт, что человеческое развитие невозможно представить без готовности одних членов общества вносить больший вклад в создание материальных и духовных благ, чем они получают или могут получить в тот или иной конкретный период от других его членов. Вместе с тем в любом обществе люди, которые, обладая более высокими способностями, готовы делиться результатами своей деятельности (включая знания и опыт) с другими, получают социальное признание в виде закрепления за ними как за своеобразными кредиторами общества соответствующих прав и привилегий. Благодаря таким кредитным отношениям складывается норма социальной жизни, согласно которой за людьми, предварительно обеспечивающими результатами своей деятельности удовлетворение чужих потребностей, признаётся право требовать удовлетворения своих потребностей за счёт других.
Подчеркнём: если игнорировать кредитную природу прав и обязанностей, возникающих в обществе, вопрос об объёмах и источниках прав и свобод человека, которые определялись бы независимо от норм положительного права, установленного силой государственной власти, не получает рационального объяснения. Нерешаемым оказывается и вопрос о таких нормах положительного права, которые не обусловливались бы прежде всего интересами представителей самой власти.
Вместе с тем понимание кредитной природы прав и обязанностей, возникающих в обществе, выводя основы «права» за рамки установленных государством законов, позволяет устранить один из главных недостатков превалирующих сегодня взглядов на роль и функции государства. Речь идёт о том, что оно рассматривается как социальный институт, обладающий монополией на легитимное насилие или на насилие, согласующееся с правом. Если считать, что действия государственной власти должны соответствовать праву, то определение последнего не может ограничиваться нормами положительных законов, устанавливаемых властью, а понятие легитимности не должно сужаться до правомерного толкования и применения законов, включая конституцию. В противном случае любая власть, издающая и устанавливающая законы, всегда является справедливой и легитимной. Даже если под основание права или легитимности подвести волю большинства граждан (которая на деле оказывается фикцией), понятие «право» будет лишь выведено из понятия «сила», то есть получится не что иное, как «право сильнейшего». На практике это обнаруживается в крупномасштабных формах беззакония: повсеместной коррупции, сращивании государственного аппарата и криминальных структур, недееспособности судебной власти, неэффективности банковской системы, обесценивании денег и
Осознание кредитной природы права позволяет увидеть, что, в конечном счёте легитимность государственной власти зависит от того, в какой степени государство в своей законотворческой, организационной и финансово-экономической деятельности обеспечивает полноценное развитие кредитных отношений и способствует поддержанию баланса прав и обязанностей членов общества. Наличие баланса определяет смысл понятия социальной справедливости. Нарушение баланса между объёмом прав, которым располагают отдельные социальные субъекты, и кругом их обязанностей, связанных с удовлетворением материальных и духовных потребностей, неизбежно поднимает вопрос о несправедливом распределении прав, доходов и привилегий, тормозит социально-экономическое развитие и приводит к угрозе социального распада. С этой точки зрения, обеспечение социальной справедливости оказывается не просто политическим принципом, а необходимым условием и фактором устойчивого социального развития.
Итак, понятие «человеческое развитие» можно охарактеризовать как процесс формирования и воспроизводства в глобальном масштабе адекватной системы прав и обязанностей социальных субъектов, направленной на поддержание их необходимого баланса, повышение уровня социальной взаимозависимости и социального партнёрства. Адекватной данная система оказывается в том случае, если на уровне отдельных государств и межгосударственных образований обеспечивается защита социально обоснованных прав и интересов кредиторов.
В контексте предлагаемого понимания социального развития становится очевидным, что многие проблемы, которые сегодня относят на счёт миграции, обусловлены отсутствием или неэффективным функционированием политических и социальных механизмов, призванных поддерживать полноценные кредитные отношения в обществе, нивелировать последствия различных конфликтов и противодействовать угрозам и рискам в условиях глобализации. Когда проблемы миграции решаются без выполнения органами политической власти функций по поддержанию баланса прав и ответственности всех социальных субъектов, то меры государственного регулирования миграции приводят к результатам, противоположным поставленным целям, — распространению кризисных явлений и рисков социально-политического распада. Возникают различные формы монополистического давления на экономику и общество, снижается эффективность банковской системы, наблюдаются крупномасштабные злоупотребления правом и властью, углубляются диспропорции в распределении прав и обязанностей между социальными субъектами, нарушаются принципы равноправного обмена между людьми результатами их деятельности. Всё это, отражая серьёзные недостатки в политике властных структур, способствует возрождению и воспроизводству идеологических установок, характерных для тоталитарных режимов, что негативно сказывается на перспективах глобального развития в целом. ■
ЛИТЕРАТУРА
1. Towards the 2013 high-level dialogue on international migration and development. Final report of the high-level dialogue series. U.N. IOM. N.Y, 2013.
2. Newland K. What we know about migration and development // Migration Policy Institute. Policy Brief № 9. 2013. September.
3. International Labour Organization. International labour migration. A rights-based approach. Geneva: International Labour Office, 2010.
4. The World Bank. Migration and Development Brief, 21. 2013. October 2.
5. Всемирный банк. Отдел Всемирного банка по вопросам миграции и денежных переводов / Статистический справочник: Миграция и денежные переводы. 2011.
6. ПРООН. Доклад о человеческом развитии 2013. Возвышение Юга: человеческий прогресс в многообразном мире. М.: Весь Мир, 2013.
7. The World Bank. Migration and Development Brief, 20. 2013. April 19.
8. De La Garza R. Migration, development and children left behind: a multidimensional perspective / The UNICEF Social and economic policy working paper. N.Y, 2010. May.
9. Newland K., Plaza S. What we know about diasporas and economic development // Migration Policy Institute. Policy Brief № 5. 2013. September.
10. Мартыненко В.В. Кредитно-финансовый узел развития российского общества // Социологические исследования. 2008. № 8.
11. Мартыненко В.В. Социальная философия денег // Вопросы философии. 2008. № 11.
12. Мартыненко В.В. Кредитная природа социальных отношений // Вопросы философии. 2013. № 5.