Кредитная природа
социальных
отношений
Вопросы философии
№ 5, 2013
с. 27–36


Кредитная природа
социальных отношений
В. В. МАРТЫНЕНКО
В статье обосновывается необходимость философского переосмысления концепции социального развития, а также подходов к определению стратегических задач, функций и эффективности деятельности государства. Подчеркивается важность изменения ракурса зрения на естественно-исторические процессы и закономерности формирования прав и обязанностей членов общества. В контексте решения фундаментальных проблем социального развития раскрываются условия и предпосылки для формирования в обществе таких правовых отношений, которые были бы по преимуществу нацелены на обеспечение социального развития.
The article makes the case for philosophical rethinking of the concept of social development, as well as approaches to the definition of the strategic objectives, functions and performance of the State. The author emphasizes the importance of changing perspective on the historical process and patterns of public rights and duties. Addressing the fundamental problems of social development he reveals the conditions and preconditions for the formation in the society of legal relations, which are mainly aimed at achieving social development.
ключевые слова: государство, денежная политика, кредитные отношения, право, социальная политика, социальное развитие, социальное страхование.
key words: Government, monetary policy, credit relations, law, social policies, social development, social security.
Процесс социального развития — условие реализации эмпирически неопределенной величины разнообразных физических и интеллектуальных возможностей, заложенных в человеке (как интегральном понятии, включающем способности различных индивидов). Он находит свое отражение во все увеличивающемся разнообразии индивидуальных способностей людей в рамках постоянно развивающегося процесса разделения труда. Понятие «социальное развитие» наполняется смысловым содержанием только в случае, если оно включает в себя приращение и изменение социальных связей в направлении большего учета индивидуальных возможностей и способностей каждого человека в обществе, появление новых и расширение круга ранее известных сторон разнообразной человеческой деятельности, все большее осознание ценности каждой человеческой жизни.
Конечно, оставаясь на научных позициях, в полной мере ответить на вопрос, почему и зачем этот процесс происходит, вряд ли когда-нибудь удастся. По крайней мере, все попытки дать на него ответ приводили лишь к появлению новых религий, социальных и политических мифов, создатели которых претендовали на «абсолютное» знание, на познание природы, смысла и цели человеческой жизни. Они называли «искусственным человеком» государство, общество или систему, наделяя их божественными или мифическими свойствами. Определяя в качестве цели человеческой жизни стремление к счастью или благу, хотя и по-разному понимаемому, авторы данных теорий одновременно возлагали задачу обеспечения человеческого счастья и блага на государство или общество. Это приводило к постоянному конструированию таких «идеальных» моделей государственного и общественного устройства, воплощение которых на практике оказывалось несовместимым с принципами социального развития, с условиями, необходимыми для раскрытия возможностей и способностей человека. Дело в том, что теоретические выкладки, описывающие идеальное общественное устройство, в явном или скрытом виде предполагают завершение процесса разделения труда. Но этот процесс, как и история человеческой жизни, не останавливается, раскрывая дополнительные возможности и способности людей, а вместе с тем и ограниченность абстрактных концепций социально-политического устройства.
Разочарование в социальных теориях, претендовавших на знание законов и путей построения совершенного общества, но запятнанных результатами опытов по их практическому воплощению, привело к появлению постмодернистских концепций. Сторонники постмодернизма в массе своей отрицают наличие общих законов общественной жизни, социальной эволюции и саму идею социального прогнозирования. Они заявляют о невозможности выделения какого-либо определенного направления для происходящих социальных перемен. Одновременно делается вывод об отсутствии потребности и необходимости в разработке теории и стратегии социального развития. Широкое распространение различных постмодернистских направлений можно рассматривать в качестве проявления кризиса устоявшихся стереотипов «социологического мышления». Однако предлагаемая постмодернистами форма преодоления или противодействия негативным явлениям в социологии и обществе путем отказа от самой идеи разработки полноценной теории социального развития не может не вызывать негативной реакции. При таком подходе фактически отрицается возможность выработки относительно объективных критериев для оценки направлений, функций и результатов деятельности государственной власти, что крайне необходимо для повышения социальной ответственности властных структур. Кроме того, те, кто полагает, что можно пренебречь задачей разработки новой концепции социального развития, предлагая ограничиться решением конкретных социальных проблем, на самом деле часто действуют на базе прежних идеологических установок, окрашенных в вульгарно либеральные, социально-дарвинистские или марксистские полутона.
Научное осмысление результатов действия законов социального развития приводит к пониманию, что раскрытие человеческих способностей оказывается возможным только при наличии взаимодействия людей, т.е. в обществе, при расширении и углублении разделения труда между индивидами. Но одного такого понимания оказывается недостаточно. За этой эмпирически познаваемой реальностью требуется еще распознать дополнительную причину и базовое условие социального развития. Эта причина заключается в том, что одни люди, обладая более высокими способностями и реализуя их на практике, по собственной инициативе стали делиться (даже не будучи связанными тесными родственными узами) результатами своей деятельности (включая знания и опыт) с другими, удовлетворяя их потребности. От того, насколько в обществе осознаются и формируются предпосылки для сознательного принятия индивидами такой позиции, от понимания ее как естественной нормы социальной жизнедеятельности, во многом зависели и зависят условия развития человека и человечества. На практике указанная норма социальной жизни закрепляется тем, что за человеком, который обеспечивает результатами своей деятельности удовлетворение чужих потребностей, естественным образом может признаваться право требовать удовлетворения своих потребностей за счет других людей.
Осознание данных обстоятельств позволяет сделать следующие выводы. Никакое расширение и увеличение разнообразия человеческих сил и способностей не могло происходить без формирования в социуме той или иной формы кредитных отношений, т.е. таких отношений, при которых одни члены общества (будучи более сильными, ловкими, сообразительными) предоставляли другим больший объем услуг, чем получали в обмен. В ответ они могли получать лишь обязательства в виде признания их прав как кредиторов общества. Понятие «кредитор», соответственно, не должно, как это часто сегодня практикуется, ограничиваться узко экономической интерпретацией. Этот термин включает в себя глубокое социальное содержание.
Необходимо, конечно, принимать во внимание, что кредитные отношения способны приобретать форму, которая не столько стимулирует, сколько тормозит социальное развитие. Имеются в виду такие отношения, за которыми скрывается сознательное стремление кредитора воспользоваться временной слабостью или затруднительным положением должника, а не желание содействовать более полной реализации его возможностей и способностей (например, в области предпринимательской деятельности). Указанная форма характеризует появление «неполноценных» кредитных отношений — она близка, но не совпадает по своему значению с термином «ростовщичество». Под ростовщичеством, как правило, понимается (и одновременно далеко не всегда обоснованно осуждается) любая форма кредитных отношений, которая предусматривает предоставление денежных средств под проценты («в рост»). Между тем сам факт наличия в кредитных договорах условия возврата денежных средств с уплатой процентов еще не означает, что такие кредитные отношения не способствуют социальному развитию или что кредитор сознательно использует в своих эгоистических интересах временные трудности должника. Возникновение «неполноценных» кредитных отношений на самом деле всегда было обусловлено появлением у кредитора искусственно созданных и поддерживаемых монопольных привилегий, которые, как правило, обеспечиваются с помощью насилия.
Анализ естественным образом формирующихся норм социальной жизни свидетельствует, что именно кредиторам общества предоставляются определенные права и привилегии. Наделение кредиторов общества такими правами одновременно предполагает естественное принятие на себя должниками соответствующих обязательств. Такой подход позволяет отказаться от религиозно-мистического определения понятия «естественного права» (включая вопрос о правах человека), основанного на представлении о том, что человек получает указанные права по факту рождения.
На протяжении почти всей истории цивилизации концепция естественного права как права, данного Богом каждому человеку при рождении, применялась и для целей сакрализации государства, и в качестве антитезы позитивного права, устанавливаемого государственными законами. Основанная на указанной концепции теория государства как общественного договора, предполагавшая передачу каждым человеком своих естественных прав государству (в процессе организации гражданского общества), до сих пор находит отражение в ряде действующих конституционных норм. Неизменным остается положение, согласно которому при провозглашении прав человека высшей ценностью каждый отдельный человек (гражданин) как представитель народа (гражданского общества) может обладать лишь теми правами и обязанностями, которые установлены для него государственной властью. На практике это выливается в тот факт, что со стороны различных государственных структур выдвигаются лишь требования к гражданам относительно соблюдения ими обязательств, установленных властью. Одновременно, применяя различные формы насилия, представители государственной власти пытаются закрепить за собой и приближенными социальными группами монопольные привилегии. В рамках либеральных концепций естественные права и свободы человека также трактуются как данные свыше. Более того, если естественные права признаются за человеком от рождения, то установление обязанностей человека относится исключительно к прерогативе государства. При таком подходе неизбежно оказывается, что государственной власти приписываются если не божественные, то сверхъестественные мифические полномочия. Не случайно различные варианты либеральных доктрин, включая доктрину прав и свобод человека, неизменно демонстрируют наличие логических противоречий, а государства — несоблюдение декларируемых прав человека на практике.
В обществе объемы прав и обязанностей изначально формировались в зависимости от внесения каждым конкретным его членом соответствующего вклада, способствующего развитию и раскрытию способностей других людей. На практике такой подход реализуется через вполне доступную пониманию норму социальной жизни: если человек получает удовлетворение своих потребностей за чужой счет, не предоставляя ничего взамен, то у него возникает естественная обязанность. И наоборот, за тем, кто на том или ином временном отрезке предоставляет другим результаты своей деятельности (товары, услуги и т.п.), но не получает взамен ничего, что может удовлетворить собственные потребности, естественным образом признаются определенные права. Таким образом, социальные отношения могут быть закономерно рассмотрены также и под своеобразным «кредитным углом ». Если не учитывать кредитную природу социальных прав, то вопрос об объемах и источниках прав граждан, которые определялись бы независимо от норм положительного права, установленного силой власти, как и вопрос о нормах положительного права, которые не обусловливаются интересами представителей власти, не получает рационального решения.
При рассмотрении общества как формы взаимодействия людей социальное развитие может быть определено как процесс постоянного поиска, нахождения и воспроизводства адекватной системы прав и обязанностей членов общества, позволяющей поддерживать их необходимый баланс. Адекватной эта система оказывается тогда и до тех пор, пока она способствует естественному расширению кредитных отношений в обществе. Только в этом случае обеспечиваются условия для раскрытия возможностей и способностей индивидов, что проявляется в расширении свободы их творчества, углублении разделения труда и одновременно в укреплении социальной интеграции, повышении уровня социальной взаимозависимости и социального партнерства.
Характер и объемы естественно возникающих прав и обязанностей с неизбежностью должны меняться по мере расширения общества и сдвигов в его структуре. Появление естественного права у кредиторов, включая признание их права на власть, собственность и т.д., не могло и не может само по себе сохраняться в течение неограниченного времени. Это право в своем естественном (или справедливом) значении ограничено периодом, в течение которого результаты деятельности кредиторов способствуют реализации человеческого потенциала, включая потенциал той или иной формы организации социума. Величина потенциала того или иного общества проявляется в предельно возможном уровне разделения труда и развития способностей людей при данной форме организации общежития, при действующей системе установленных и поддерживаемых силой власти (положительных) прав и обязанностей. Между положительными и естественно признаваемыми правами и обязанностями неизбежно возникают несоответствия. Когда указанные несоответствия становятся очевидными, в обществе получают распространение представления о том, что сложившаяся система прав и обязанностей не является справедливой. Изначально вожди или старейшины родов и племен должны были выступать в роли кредиторов общества. Данное обстоятельство обеспечивало естественное признание их прав, а также осознанное подчинение их требованиям со стороны других членов общества. Оно также привело к представлениям о вождях как о «благодетелях» общества. Однако при образовании более крупных человеческих сообществ ситуация не могла не измениться. Появление государств с установлением обязательного порядка взимания с граждан налогов и сборов неизбежно приводило к тому, что теперь члены общества в рамках их взаимоотношений с представителями власти оказывались в роли кредиторов, а государственная власть — в позиции должника. При такой «смене сторон» рассмотрение государя в качестве «благодетеля» общества (источника «общего блага») оказывалось рудиментом прежних представлений, которые в изменившихся условиях могли использоваться только для того, чтобы вводить граждан в заблуждение. Полномочия государей (князей) не могли уже основываться на естественном признании их прав как кредиторов общества. Поэтому источники государственной власти и права стали выводиться главным образом из божественных установлений. При этом поддержание представлений о государе и государстве как источниках общего блага приводило к неправомерным умозаключениям относительно функций государственной власти и к ложному восприятию представителями самой власти своих обязанностей. Естественно, что при углублении разрыва между идеализированным представлением о государстве и реально ощущаемыми в обществе последствиями деятельности представителей государственной власти, которые «общее благо» рассматривали исключительно через призму собственного благополучия, периодически воспроизводилась революционная ситуация.
Закрепление за кредиторами общества определенных прав происходило в процессе становления таких социальных институтов как государство и деньги. Иными словами, государство и деньги следует рассматривать в качестве основных социальных инструментов фиксации и реализации прав кредиторов общества. Условия и характер последующего функционирования указанных социальных институтов привели, однако, к тому, что их базовый смысл начал сознательно затуманиваться, представляться в извращенном свете, что и сегодня накладывает свой негативный отпечаток на их восприятие в общественном сознании. Между тем социальную основу права, государственной власти и денег невозможно в полной мере понять, если не рассматривать эти категории в качестве производных от необходимо возникающих в обществе кредитных отношений между людьми.
Заметим, что широко распространенное сегодня веберовское определение сущности государства как монополии на легитимное насилие на самом деле мало способствует адекватному пониманию основных задач и целей государственной деятельности. В словосочетании «легитимное насилие» сторонники такого определения сущности государства обычно выделяют слово «легитимное», подразумевая под этим термином насилие, которому люди подчиняются добровольно в виду признания ими авторитета власти. Однако, во-первых, сохраняется вопрос о том, каким образом на практике авторитет власти (реальный или мнимый) может поддерживаться без применения насилия и манипулирования общественным мнением. Во-вторых, история не знает примеров того, чтобы какая-либо организация или группа лиц в обществе, добившаяся монополии на применение силы (насилия), не рассматривала бы и не добивалась бы признания этой монополии (по крайней мере, на некоторое время) в качестве легитимной. В этой связи само понятие легитимности при наличии у кого-либо монополии на насилие оказывается более чем условным. По своему смысловому содержанию легитимность монополии на насилие близка понятию «право сильнейшего», которое, как и насилие, получало свое обоснование и оправдание в той мере, в которой являлось принципиальным ограничением на применение силы (насилия). Вместе с тем, как справедливо отметил еще
Если действия государственной власти должны согласовываться с правом, т.е. быть справедливыми, то само определение права должно выходить за рамки положительных законов, устанавливаемых государственной властью. Понятие «право» не может ограничиваться чисто юридическим его толкованием, например, как совокупности норм и правил поведения, в установленном порядке предписанных соответствующими органами государственной власти. А смысловое содержание «справедливости» и «несправедливости» не должно сужаться до проблемы правомерного толкования и применения законов, включая основной закон государства — Конституцию. В противном случае получается, что любая власть, издающая и устанавливающая законы, по определению всегда должна считаться справедливой. Следовательно, все рассуждения о «правовом» государстве как справедливом государстве, т.е. действующем в соответствии с правом, неизбежно оказываются в порочном кругу. Если даже под основание права или легитимности подвести так называемую волю большинства граждан (которая на деле, как правило, оказывается фикцией), то и в этом случае мы не получим ничего иного, как все то же «право сильнейшего», т.е. выведение права из силы. А результатом такого выведения, оказывается, если использовать терминологию
Государство оказывает положительное воздействие на социальное развитие лишь при условии, что представители государственной власти либо оказываются в роли кредиторов общества, либо обеспечивают плацдарм для полноценного развития кредитных отношений. С этим связано то особое значение, которое имеет уровень доверия в обществе правоохранительным органам и суду, банковской системе и деньгам. Наличие такого доверия, являясь важнейшим индикатором состояния общества, выступает условием существования полноценных кредитных отношений, одной из форм которых является и механизм государственного социального страхования. Обладая большей безопасностью на случай непредвиденных или негативных для них социальных и иных изменений, члены общества имеют более оптимистичное мировоззрение, большую веру в собственные силы и способность оказывать необходимую поддержку другим.
Как свидетельствует исторический и жизненный опыт, такая уверенность — лучшая моральная атмосфера для социально-экономического развития, чем неуверенность и страх. Страх, как и любое насилие, конечно, могут побуждать людей к дополнительным усилиям. Но положительный эффект от этих усилий, если и будет, то только скоропреходящим, а негативные последствия оказываются долговременными. При этом страх и отчаяние культивируют рабскую психологию в обществе, которое от этого становится не более устойчивым, а более хрупким, подверженным угрозе глубокого раскола.
Социальное значение и роль частной собственности также следует оценивать в контексте обеспечения прав разнообразных кредиторов общества. Кроме того, эффективное функционирование частной собственности предполагает обеспечение наиболее полной реализации собственности человека на свою рабочую силу, физические и умственные способности (с учетом полученного образования и профессиональной подготовки) в рамках непрекращающегося процесса разделения труда между членами общества. Любая форма частной собственности всегда являлась и является производной от собственности человека на свою рабочую силу (физические, умственные, организаторские способности и так далее). При этом право частной собственности получает широкое социальное признание и поддержку только в том случае, если оно оказывается производной от прав кредиторов общества. Вместе с тем государственная власть может девальвировать социальное значение частной собственности посредством поддержания монополии «избранных», а также путем такого налогообложения, которое фактически лишает любых кредиторов законных прав, уничтожая также всякую заинтересованность и возможность проявления индивидуальной инициативы.
При оценке социальной функции системы государственного налогообложения важно ясно осознавать, что сам факт оплаты членами общества установленных налогов и сборов по своему значению равносилен покупке обязательного полиса социального страхования. Поэтому в случае неправомерного покушения на их собственность, утраты трудоспособности и имущества в связи со стихийными бедствиями, несчастными случаями и тому подобными явлениями они вправе рассчитывать на оказание помощи со стороны социальной конструкции, называемой государством. Вместе с тем требуется понимание того, что государство при оказании финансовой и иной помощи лишь использует средства членов общества. При этом между всеми членами общества распределяются риски потери средств (например, от неудачных научно-технических проектов), а также риски, связанные с возможностью того, что положительные социальные результаты от использования указанных средств не будут получены в течение жизни тех, кто направил часть своих доходов (в виде налогов) на указанные цели.
Социальное страхование по существу означает распределение издержек, обусловленных наличием соответствующих рисков, а значит, и выгод между заранее неограниченным числом членов общества, включая всех, кто может оказаться жертвами непредвиденных событий, стихийных бедствий и других несчастий.
В условиях углубления процессов глобализации в высшей степени серьезной проблемой, нерешенность которой чревата крайне негативными последствиями, является обеспечение страхования на случай глубоких структурных изменений и спадов экономической активности. Такие изменения неизбежно сопровождаются ростом массовой безработицы и обострением социальной напряженности. Это требует формирования страхового механизма, позволяющего не только сглаживать негативные последствия, связанные с поражением тех или иных участников в конкурентной борьбе, но и препятствовать формированию монополий, поддерживать рыночные конкурентные принципы хозяйствования. Оказание действенной помощи тем участникам рынка, которые на время проиграли в конкурентной борьбе, но способны произвести необходимую перегруппировку сил для ее продолжения, следует считать одним из главных направлений социального страхования. Достаточно распространенная в либеральных теориях точка зрения, согласно которой опора на внешнюю помощь всегда деструктивна для независимости индивида, не учитывает важность кредитных отношений, а также ряд других существенных социальных аспектов. Указанная точка зрения обосновывается тем, что, поскольку один человек ставится в зависимость от милости другого, это ведет к уменьшению ценности самостоятельных усилий. Утверждается также, что такая помощь и зависимость являются компенсацией за неудачу, которая легко превращается в поощрение безответственности. Однако если подобную помощь рассматривать в контексте правовых отношений, основанных на развитии кредитных отношений и обязательном социальном страховании, то невозможно не заметить, что она идет на пользу социально-экономическому развитию. Более того, такую помощь можно определить как условие сохранения конкуренции и препятствие монополизации.
При этом особенность (по сравнению с любыми другими страховыми компаниями) адекватного выполнения государством страховой функции заключается в том, что основное внимание государственная власть должна уделять не формированию страховых фондов в денежной форме, а созданию соответствующих материальных резервов, а также развитию социальной и экономической инфраструктуры.
Вместе с тем негативной оценки заслуживает участие государственных структур в капитале коммерческих организаций, а также ориентация деятельности государственных компаний на получение прибыли. Поскольку все государственные предприятия были созданы за счет налогообложения членов общества, то увязывать вопрос получения прибыли с фактором риска потери сбережений собственника (в лице государства) в данном случае не приходится. Более того, риск организации производства никому не нужной продукции изначально был распределен государственной властью на всех налогоплательщиков, которые одновременно оказываются и кредиторами государственных предприятий, и потребителями их товаров или услуг. В этой связи цены на указанные товары и услуги, оплачиваемые гражданами, следует рассматривать как форму их дополнительного налогообложения, доходы от которого идут на оплату государственных служащих и другие текущие нужды государственных предприятий. Соответственно, если говорить о прибыли государственных предприятий, то ее, по определению, либо вообще не должно быть, либо она должна вся поступать в государственный бюджет. По крайней мере, использование данной прибыли, как и размеры получаемых доходов рабочих и служащих государственных предприятий, должны контролироваться и утверждаться органом законодательной власти в порядке, предусмотренном для государственных бюджетов соответствующего уровня. Ведь все объекты государственной собственности были созданы, а персонал государственных предприятий был нанят за счет средств налогоплательщиков. По существу, получается, что налогоплательщики, выступая в роли потребителей, часто оказываются вынужденными повторно оплачивать производимые на государственных предприятиях товары и услуги (за которые они уже заплатили как налогоплательщики).
Рациональное объяснение социальной природы прав и обязанностей членов общества выводит на необходимость рассмотрения денег как важнейшей формы социально-правовых связей в обществе [1]. Речь идет о понимании института денег как социально обусловленного инструмента фиксации прав кредиторов, который возник в процессе развития кредитных отношений между относительно независимыми членами общества (т.е. между членами общества, которые уже не составляли одну семью, племя или род). До настоящего времени такое понимание денег не получило должного распространения. При этом значительная часть проблем, связанных с выбором адекватной стратегии социального развития, во многом оказывается следствием политической реализации ложных теоретических установок и идеологии денежной политики [2].
Хотя мало у кого вызывает возражения тот факт, что деньги всегда предоставляли и предоставляют их держателям вполне определенные права (которые признавались в человеческом обществе еще до появления первых государств), о деньгах сохраняется ложное представление как о некоем особом или даже условном товаре, непонятным образом получившем статус «всеобщего эквивалента». Укреплению в социальном сознании таких представлений способствовал тот факт, что во всех теориях денег (начиная от определений денег у Аристотеля) их авторы фактически подменяли вопрос о происхождении денег темой необходимости денег для развития товарооборота.
Корни теоретической ошибки, связанной с выведением денег из товарного обмена, лежат в непонимании или нежелании признавать социальную природу естественных прав как прав кредиторов общества. Они также обусловлены отсутствием должного внимания к тому обстоятельству, что никакая форма денег не могла получить признание товаропроизводителей, а также обеспечить возможность объединения социальных субъектов в пространстве и во времени, если бы за этой формой с самого начала не стояли признаваемые права держателей денег как кредиторов. Именно путем выделения и использования общей формы кредитных инструментов и инструментов обмена могло происходить признание относительно обособленными членами общества своей потребности в результатах деятельности друг друга и своей взаимозависимости, а, следовательно, взаимное признание прав и обязанностей, естественным носителем которых стали деньги. Если замыкаться на анализе исключительно товарообменных отношений между людьми, то невозможно выявить момент появления у контрагентов (покупателей и продавцов) прав или обязанностей. Обмен (или рынок) можно рассматривать лишь как социальный механизм, обеспечивающий реализацию уже имевшихся у контрагентов прав, в частности, на те или иные товары или услуги. Результатом недостаточного понимания со стороны теоретиков основ формирования социальных прав и обязанностей, происходящих от кредитных отношений, оказалась «потребность» наградить деньги определением всеобщего эквивалента [Мартыненко 2008, 143-154].
Уяснение кредитной природы денег позволяет понять, что в настоящее время денежная эмиссия, с одной стороны, должна основываться на развитии кредитных отношений, а с другой — обеспечивать условия для этого развития. Это предполагает иные принципы организации банковской системы, иные ориентиры деятельности и функции коммерческих банков, иные механизмы их взаимодействия с Центральным банком, а также всего банковского сектора (или совокупной «денежной власти») с исполнительной властью (правительством).
Еще один важный аспект, нуждающийся в осознанном понимании, заключается в необходимости четкого разделения функций коммерческих банков и инвестиционных банков, что предполагает применение различных методов регулирования их деятельности. Кроме того, в отдельную группу целесообразно выделить и те банки, которые занимаются преимущественно предоставлением потребительских кредитов населению, а также ипотечным кредитованием.
Коммерческие банки в виду их особой роли, связанной с формированием денежной массы, должны быть ограничены в возможности участия как на фондовом рынке, включая предоставление кредитов инвестиционным компаниям, так и в выдаче потребительских кредитов населению. Более того, коммерческие банки следует ориентировать преимущественно на предоставление краткосрочных (до одного года) кредитов представителям реального сектора экономики. Эти кредиты должны быть нацелены в основном на кредитование предпринимательской деятельности, направленной на расширение и изменение структуры предоставляемых товаров и услуг. Данная мера нацелена на снижение риска инфляционного давления и предотвращение возможных злоупотреблений со стороны коммерческих банков. Она предполагает предоставление кредитов только на таком этапе предпринимательской деятельности, на котором можно с достаточной точностью предсказать заинтересованность потребителей в дополнительном объеме или в новых видах создаваемых товаров или предоставляемых услуг. Только в этом случае дополнительные объемы формируемой коммерческими банками денежной массы могут быть обоснованными и не имеющими негативных инфляционных последствий.
При отсутствии экономических ограничителей, позволяющих сдерживать масштабы строительства финансовых пирамид в определенных пределах, это не только выливается в невозможность исполнения финансовыми рынками основной социально-значимой задачи (обеспечение формирования и расширение масштабов инвестиционной деятельности), но и оказывает пагубное воздействие на условия социально-экономического развития в целом.
Возможности социального развития не смогут быть в достаточной мере реализованы, если в обществе сохранится непонимание необходимости противодействия любым монополистическим устремлениям (как со стороны государственной власти, так и отдельных банков) установить контроль над банковской сферой и развитием денежно-кредитных отношений.
ЛИТЕРАТУРА
Мартыненко 2008 — Мартыненко В. В. Социальная философия денег ⁄⁄ Вопросы философии. 2008. № 11.
Руссо 1998 —