СУММА
РОССИЙСКОЙ
ПОЛИТИКИ

С
 
 

Cовременное со­сто­я­ние эко­но­мики России, несмотря на до­сти­же­ния в об­ла­сти ро­ста «неф­тя­ного» ВВП, «ста­би­ли­за­ции» ва­лют­ного курса рубля и про­чие «успехи» вла­сти, можно оха­рак­те­ри­зо­вать как пе­риод ис­чер­па­ния ре­сурса «неста­биль­ной ста­би­ли­за­ции». Исключительно ост­рые про­блемы, ко­то­рые стоят пе­ред рос­сий­ским го­су­дар­ством и об­ще­ством, на­сто­я­тельно тре­буют пе­ре­оценки ос­нов­ных уста­но­вок и прин­ци­пов про­ве­де­ния го­судар­ствен­ной эко­но­ми­че­ской по­ли­тики. Необходимо четко опре­де­литься с на­прав­ле­ни­ями и объ­ек­тами го­судар­ствен­ного ре­гу­ли­ро­ва­ния. Ситуация, при ко­то­рой го­су­дар­ство, с од­ной сто­роны, пре­вра­ща­ется в са­мого круп­ного биз­нес­мена, по­дав­ляя кон­ку­рен­цию и воз­мож­но­сти ры­ноч­ного ме­ха­низма, а с дру­гой — тре­бует от биз­неса вы­пол­не­ния со­ци­аль­ных функ­ций, ко­то­рые должны быть воз­ло­жены на го­судар­ствен­ные струк­туры, раз­ру­шает ле­ги­тим­ность го­судар­ствен­ной вла­сти. Наблюдается кри­зис кон­цеп­ту­аль­ных под­хо­дов к оценке роли го­су­дар­ства, усло­вий функ­ци­о­ни­ро­ва­ния рынка, сущ­но­сти де­нег и прин­ци­пов де­нежно-кре­дит­ной эмиссии.

Административно-ко­манд­ные ме­тоды управ­ле­ния эко­но­ми­кой, ко­то­рые вновь все от­чет­ли­вее про­яв­ля­ются в по­ли­тике пра­ви­тель­ства, со­про­вож­да­ются яв­ным сни­же­нием его от­вет­ствен­но­сти за вы­пол­не­ние необ­хо­ди­мых функ­ций со­ци­аль­ного стра­хо­ва­ния, раз­ви­тия пра­во­вой и эко­но­ми­че­ской ин­фра­струк­туры. В идео­ло­гии ис­пол­ни­тель­ной вла­сти про­яв­ля­ется некри­ти­че­ское за­им­ство­ва­ние по­сту­ла­тов ра­ди­каль­ного ли­бе­ра­лизма (о чем сви­де­тель­ствуют пред­ла­га­е­мые об­ще­ству со­ци­аль­ные ре­формы) и при этом не на­блю­да­ется по­ни­ма­ния це­лей ли­бе­ра­лизма, ко­то­рые, в сущ­но­сти, на­прав­лены на со­зда­ние усло­вий для неопре­де­ленно раз­но­об­раз­ной че­ло­ве­че­ской де­я­тель­но­сти, рас­кры­тие воз­мож­но­стей и спо­соб­но­стей че­ло­века как со­ци­аль­ной лич­но­сти. Эти усло­вия, со­гласно по­ло­же­ниям клас­си­че­ского ли­бе­ра­лизма, пред­по­ла­гают огра­ни­че­ние при­ме­не­ния го­судар­ствен­ного на­си­лия сфе­рой обес­пе­че­ния без­опас­но­сти и над­зо­ром за со­блю­де­нием об­щих норм спра­вед­ли­вого по­ве­де­ния. Не ис­клю­ча­ется воз­мож­ность ис­пол­не­ния го­су­дар­ством и дру­гих об­ще­ственно зна­чи­мых функ­ций, на­чи­ная от де­я­тель­но­сти по предот­вра­ще­нию рас­про­стра­не­ния раз­лич­ной тя­же­сти эпи­де­мий и кон­чая ре­ше­нием раз­но­об­раз­ных про­блем боль­ших го­род­ских аг­ло­ме­ра­ций. Другое дело, что лю­бая го­судар­ствен­ная де­я­тель­ность оце­ни­ва­ется с точки зре­ния ее це­ле­со­об­раз­но­сти. Причем за пра­ви­тель­ством при­зна­ется право на ока­за­ние тех или иных услуг только до тех пор, пока не воз­никнет воз­мож­ность их эф­фек­тивно предо­став­лять на кон­ку­рент­ной ос­нове част­ным образом.

В этой связи осо­бый во­прос вы­зы­вает де­я­тель­ность есте­ствен­ных мо­но­по­лий в России. Само на­зва­ние «есте­ствен­ная» пред­по­ла­гает невоз­мож­ность или неэф­фек­тив­ность кон­ку­рент­ной борьбы в дан­ной сфере эко­но­ми­че­ской де­я­тель­но­сти. А раз так, то дан­ное об­сто­я­тель­ство обу­слов­ли­вает необ­хо­ди­мость пе­ре­ори­ен­та­ции цели их эко­но­ми­че­ской де­я­тель­но­сти от по­лу­че­ния при­были к обес­пе­че­нию усло­вий успеш­ного раз­ви­тия дру­гих от­рас­лей и про­из­водств. Иными сло­вами, функ­ции есте­ствен­ных мо­но­по­лий должны быть сродни функ­циям, ко­то­рые вы­пол­няет эко­но­ми­че­ская ин­фра­струк­тура. Однако пра­ви­тель­ство про­во­дило и про­во­дит прямо про­ти­во­по­лож­ную по­ли­тику.

Игнорируются кон­цеп­ту­аль­ные и про­це­дур­ные ас­пекты си­стемы раз­де­ле­ния вла­стей, а также во­просы, ка­са­ю­щи­еся жест­кого опре­де­ле­ния и раз­гра­ни­че­ния го­судар­ствен­ных функ­ций. Особую про­блему пред­став­ляет обес­пе­че­ние усло­вий ав­то­ном­ного и неза­ви­си­мого от пра­ви­тель­ства функ­ци­о­ни­ро­ва­ния так на­зы­ва­е­мой де­неж­ной вла­сти, ко­то­рая при­звана осу­ществ­лять де­неж­ную эмис­сию в со­от­вет­ствии с по­треб­но­стями и воз­мож­но­стями эко­но­ми­че­ского ро­ста. Решение этой про­блемы пред­по­ла­гает не про­сто фор­ми­ро­ва­ние пра­во­вых и эко­но­ми­че­ских пред­по­сы­лок для обес­пе­че­ния неза­ви­си­мо­сти цен­траль­ного банка от пра­ви­тель­ства[1], а устра­не­ние мо­но­по­лизма де­неж­ной эмис­сии Банка России, де­я­тель­ность ко­то­рого на­прав­лена на неоправ­дан­ное огра­ни­че­ние кре­дит­ных воз­мож­но­стей ком­мер­че­ских бан­ков. Когда фак­ти­че­ский объем де­неж­ной массы пред­став­лен только де­неж­ными обя­за­тель­ствами цен­траль­ного банка, что на­блю­да­ется сей­час в России, или цен­траль­ный банк на­чи­нает в адми­ни­стра­тив­ном по­рядке воз­дей­ство­вать на ко­ли­че­ствен­ные па­ра­метры кре­дит­ной эмис­сии ком­мер­че­ских бан­ков, то неиз­бежно сни­жа­ется воз­мож­ность эф­фек­тив­ного ис­поль­зо­ва­ния эко­но­ми­че­ских ре­сур­сов об­ще­ства. Если ре­ше­ния об из­ме­не­нии раз­ме­ров де­неж­ной массы при­ни­ма­ются в цен­тра­ли­зо­ван­ном по­рядке, её объ­емы все больше от­да­ля­ются от ре­аль­ных по­треб­но­стей и воз­мож­но­стей об­ще­ства в раз­ви­тии тех или иных сек­то­ров эко­но­мики и эко­но­ми­че­ских ре­ги­о­нов. При этом лик­ви­ди­ру­ются усло­вия и сама воз­мож­ность нор­маль­ного функ­ци­о­ни­ро­ва­ния ком­мер­че­ских бан­ков, вос­ста­нав­ли­ва­ется од­но­уров­не­вая бан­ков­ская си­стема, ха­рак­тер­ная для адми­ни­стра­тивно-ко­манд­ного ме­ха­низма управ­ле­ния экономикой.

Не слу­чайно Банк России ин­тер­пре­ти­рует воз­ло­жен­ную на него в со­от­вет­ствии с Конституцией РФ функ­цию по за­щите и обес­пе­че­нию устой­чи­во­сти рубля только как за­дачу по ста­би­ли­за­ции ва­лют­ного курса рубля, а не как обес­пе­че­ние эф­фек­тив­ного вы­пол­не­ния на­цио­наль­ными день­гами всех де­неж­ных функ­ции (меры сто­и­мо­сти, сред­ства об­ра­ще­ния, сред­ства пла­тежа, сред­ства сбе­ре­же­ний, ми­ро­вых де­нег). Наблюдается непо­ни­ма­ние того факта, что деньги ле­жат в ос­нове функ­ци­о­ни­ро­ва­ния си­стемы прав и обя­зан­но­стей, опре­де­ля­ю­щей усло­вия вза­и­мо­дей­ствия чле­нов об­ще­ства в про­цессе раз­де­ле­ния труда. Деньги, с од­ной сто­роны, пред­став­ляют со­бой права чле­нов об­ще­ства на по­лу­че­ние то­ва­ров и услуг, а с дру­гой — яв­ля­ются по­ка­за­те­лем вклада од­них чле­нов об­ще­ства в со­зда­ние то­ва­ров и услуг, необ­хо­ди­мых дру­гим чле­нам об­ще­ства. Только в слу­чае со­от­вет­ствия ука­зан­ных прав (на по­лу­че­ние то­ва­ров и услуг) и обя­зан­но­стей (по вне­се­нию сво­его вклада в их со­зда­ние), опре­де­ля­е­мых в де­неж­ной форме, обес­пе­чи­ва­ется устой­чи­вость де­нег, и они мо­гут эф­фек­тивно вы­пол­нять свои функ­ции. Проблема в том, что все­гда су­ще­ство­вало и су­ще­ствует за­ин­те­ре­со­ван­ность у зна­чи­тель­ного числа чле­нов об­ще­ства, вклю­чая пред­ста­ви­те­лей го­су­дар­ства, по­лу­чать как можно больше прав при мень­ших обя­зан­но­стях и мень­шем вкладе. История по­ка­зы­вает, что этому спо­соб­ствует мо­но­по­ли­за­ция го­су­дар­ством (в том числе в лице цен­траль­ных бан­ков) права на де­неж­ную эмис­сию. Если по­пыт­кам мо­но­по­ли­за­ции де­неж­ной эмис­сии не было адек­ват­ного про­ти­во­дей­ствия со сто­роны об­ще­ства, то это неиз­бежно от­ри­ца­тельно ска­зы­ва­лось на ка­че­стве де­нег, при­во­дило к их обес­це­не­нию и невоз­мож­но­сти вы­пол­не­ния той или иной фор­мой де­нег де­неж­ных функ­ций. В ко­неч­ном итоге это все­гда вы­звало ост­рей­ший эко­но­ми­че­ский и по­ли­ти­че­ский кри­зис в обществе.

Необходимо также под­черк­нуть, что при на­ли­чии мо­но­поль­ных об­ра­зо­ва­ний даже при про­ве­де­нии эко­но­ми­че­ски обос­но­ван­ной кре­дит­ной по­ли­тики, она мо­жет об­слу­жи­вать ме­ха­низм вне­эко­но­ми­че­ского пе­ре­рас­пре­де­ле­ния до­хо­дов в об­ще­стве, свя­зан­ный с по­ли­ти­кой мо­но­по­лий, а, сле­до­ва­тельно, спо­соб­ство­вать ин­фля­ции. Дело в том, что раз­меры кре­ди­тов, ко­то­рые банки предо­став­ляют пер­спек­тив­ным за­ем­щи­кам, бу­дут опре­де­ляться с уче­том того, что за­ем­щики вы­нуж­дены на­пра­вить часть по­лу­чен­ных средств на при­об­ре­те­ние услуг мо­но­по­ли­стов по за­вы­шен­ным це­нам. Соответственно уве­ли­чи­ва­ется и цена то­ва­ров и услуг, со­здан­ных за­ем­щи­ками бан­ков в ре­зуль­тате по­лу­чен­ного кре­дита. В итоге предо­став­лен­ные бан­ками кре­диты бу­дут об­слу­жи­вать ин­фля­ци­он­ный рост цен, непо­сред­ственно не свя­зан­ный с воз­мож­ными недо­стат­ками в де­я­тель­но­сти са­мих банков.

Но при от­сут­ствии или про­из­воль­ном огра­ни­че­нии раз­ме­ров бан­ков­ского кре­ди­то­ва­ния (со сто­роны цен­траль­ного банка) си­ту­а­ция мо­жет быть еще хуже и ха­рак­те­ри­зо­ваться па­де­нием эко­но­ми­че­ского ро­ста или углуб­ле­ние эко­но­ми­че­ского кри­зиса, со­хра­не­нием и обостре­нием струк­тур­ных дис­про­пор­ций. Отметим также, что кре­диты бан­ков (если они сами не свя­заны или не при­над­ле­жат мо­но­по­ли­сти­че­ским об­ра­зо­ва­ниям) мо­гут спо­соб­ство­вать со­зда­нию аль­тер­на­тив­ных то­ва­ров и про­из­водств, спо­соб­ных по­шат­нуть по­зи­ции мо­но­по­ли­стов, при усло­вии, правда, что им не ока­зы­ва­ется ак­тив­ная под­держка со сто­роны го­су­дар­ства. Это го­во­рит о том, что для нор­маль­ного функ­ци­о­ни­ро­ва­ния эко­но­мики важно не до­пу­стить об­ра­зо­ва­ния мо­но­по­лии в бан­ков­ском сек­торе, рас­по­ла­гать до­ста­точно боль­шим ко­ли­че­ством са­мо­сто­я­тель­ных ком­мер­че­ских бан­ков, что имеет осо­бое зна­че­ние с точки зре­ния раз­ви­тия ма­лого и сред­него биз­неса, по­треб­но­стям ко­то­рого круп­ные бан­ков­ские об­ра­зо­ва­ния уде­ляют вни­ма­ние по оста­точ­ному прин­ципу. Поэтому если на во­прос о том, нужны ли эко­но­мике совре­мен­ной России круп­ные банки, можно дать утвер­ди­тель­ный от­вет, то от­вет на во­прос, нужны ли нам только круп­ные банки, дол­жен быть от­ри­ца­тель­ный.

Качество той или иной формы де­нег, опре­де­ля­ется до­ве­рием к ней со сто­роны чле­нов об­ще­ства и за­ви­сит от того, как она вы­пол­няет де­неж­ные функ­ции. Уровень до­ве­рия к день­гам от­ра­жает адек­ват­ность или неадек­ват­ность функ­ци­о­ни­ро­ва­ния си­стемы прав и обя­зан­но­стей между чле­нами об­ще­ства. Поэтому обес­пе­че­ние ка­че­ства де­нег яв­ля­ется необ­хо­ди­мым усло­вием сба­лан­си­ро­ван­но­сти всех ча­стей эко­но­ми­че­ского и со­ци­ально-по­ли­ти­че­ского ор­га­низма го­су­дар­ства и об­ще­ства, воз­мож­но­сти его со­хра­не­ния и даль­ней­шего раз­ви­тия. При кре­дит­ной форме совре­мен­ных де­нег де­неж­ная эмис­сия должна но­сить де­цен­тра­ли­зо­ван­ный ха­рак­тер и опре­де­ляться кре­дит­ной эмис­сией ком­мер­че­ских бан­ков, ко­то­рые имеют непо­сред­ствен­ные рав­но­прав­ные до­го­вор­ные от­но­ше­ния с пред­ста­ви­те­лями ре­аль­ного сек­тора эко­но­мики. Это озна­чает, что ком­мер­че­ские банки, на­хо­дясь в по­сто­ян­ном кон­такте с про­из­во­ди­те­лями и по­тре­би­те­лями то­ва­ров и услуг, в наи­боль­шей сте­пени об­ла­дают воз­мож­но­стями по опре­де­ле­нию по­треб­но­стей эко­но­мики в до­пол­ни­тель­ном объ­еме де­неж­ных средств (при име­ю­щихся пред­по­сыл­ках эко­но­ми­че­ского ро­ста). Причем рост де­неж­ной массы про­ис­хо­дит за счет предо­став­ле­ния до­пол­ни­тель­ных прав тем про­из­во­ди­те­лям (вклю­чая по­тен­ци­аль­ных) то­ва­ров и услуг, в де­я­тель­но­сти ко­то­рых в наи­боль­шей сте­пени ощу­ща­ется по­треб­ность рынка, или об­ще­ства. Указанные про­из­во­ди­тели, по­лу­чив до­пол­ни­тель­ные права на при­об­ре­те­ние то­ва­ров и услуг в форме бан­ков­ского кре­дита, несут кон­крет­ную от­вет­ствен­ность по вы­пол­не­нию своих обя­за­тельств (вклада в со­зда­ние то­ва­ров и услуг).

При этом глав­ное от­ли­чие и глав­ное пре­иму­ще­ство кре­дит­ной эмис­сии бан­ков (от де­неж­ной эмис­сии, мо­но­по­ли­зи­ро­ван­ной го­су­дар­ством) за­клю­ча­ется в том, что банки несут кон­крет­ную от­вет­ствен­ность за ее эко­но­ми­че­скую обос­но­ван­ность, рискуя своим соб­ствен­ным ка­пи­та­лом. Доверие к кре­дит­ной форме де­нег опре­де­ля­ется до­ве­рием об­ще­ства к ком­мер­че­ским бан­кам, к тому, на­сколько их де­неж­ные обя­за­тель­ства вы­пол­няют все функ­ции де­нег. Особое уда­ре­ние сде­лаем на слове «все», по­скольку невы­пол­не­ние кре­дит­ными день­гами, на­при­мер, функ­ции сред­ства сбе­ре­же­ния, что про­яв­ля­ется в их ис­чез­но­ве­нии вме­сте с лик­ви­да­цией ком­мер­че­ского банка как юри­ди­че­ского лица, под­ры­вает ос­нову ис­поль­зо­ва­ния де­неж­ных обя­за­тельств ком­мер­че­ских бан­ков в ка­че­стве сред­ства рас­че­тов и сред­ства пла­тежа. Как след­ствие, про­ис­хо­дит па­де­ние до­ве­рия к бан­ков­ской си­стеме в це­лом и обес­це­не­ние дан­ной формы де­нег, что при­во­дит к невоз­мож­но­сти вы­пол­не­ния ими функ­ции меры стоимости.

В свою оче­редь, невы­пол­не­ние день­гами функ­ции меры сто­и­мо­сти, что про­яв­ля­ется в вы­со­ких тем­пах ин­фля­ции, в том, что цены то­ва­ров и услуг на­чи­нают вы­ра­жаться в услов­ных еди­ни­цах, при­во­дит к тому, что де­неж­ные обя­за­тель­ства на­цио­наль­ной бан­ков­ской си­стемы пе­ре­стают в пол­ной мере вы­пол­нять функ­ции сред­ства сбе­ре­же­ния, сред­ства рас­че­тов и пла­тежа. В ре­зуль­тате эко­но­ми­че­ские субъ­екты на­чи­нают по­иск аль­тер­на­тив­ной формы кре­дит­ных де­нег, на­при­мер, в виде ино­стран­ной ва­люты, или про­ис­хо­дит воз­врат к то­вар­ной форме де­нег, на­при­мер, в виде раз­ви­тия бар­тер­ных от­но­ше­ний между пред­при­я­ти­ями. Все это от­ри­ца­тельно ска­зы­ва­ется на эко­но­ми­че­ском ро­сте, воз­ни­кает со­сто­я­ние, ко­гда чрез­вы­чайно неэф­фек­тивно ис­поль­зу­ются ре­сурсы, неоправ­данно пе­ре­рас­пре­де­ля­ются до­ходы в об­ще­стве. Указанные про­цессы со­про­вож­да­ются даль­ней­шим кри­зи­сом бан­ков­ской системы.

Поэтому за­дачи цен­траль­ного банка должны вклю­чать не опре­де­ле­ние или над­зор за ко­ли­че­ствен­ными па­ра­мет­рами де­неж­ной эмис­сии, а кон­троль над ка­че­ством де­неж­ной массы, фор­ми­ру­е­мой кре­ди­тами ком­мер­че­ских бан­ков. При этом объем кре­дит­ной эмис­сии са­мого цен­траль­ного банка дол­жен опре­де­ляться в за­ви­си­мо­сти от воз­мож­но­стей вы­пол­не­ния де­неж­ными обя­за­тель­ствами ком­мер­че­ских бан­ков всех де­неж­ных функ­ций для пред­ста­ви­те­лей ре­аль­ного сек­тора эко­но­мики, а не про­из­вольно сти­му­ли­ро­вать или огра­ни­чи­вать раз­меры де­неж­ной массы. Это пред­по­ла­гает ре­аль­ное вы­пол­не­ние им функ­ций кре­ди­тора по­след­ней ин­стан­ции ком­мер­че­ских бан­ков, без чего смысл двух­уров­не­вой кон­струк­ции бан­ков­ской си­стемы про­сто те­ря­ется. Без этого невоз­можно обес­пе­чить ста­биль­ность пла­тежно-рас­чет­ной си­стемы (вы­пол­не­ние день­гами функ­ции сред­ства рас­че­тов и пла­тежа), да и сама воз­мож­ность кре­дит­ной эмис­сии бан­ков, как и смысл в их су­ще­ство­ва­нии, пе­ре­стают быть оче­вид­ными. В ре­зуль­тате, на со­ци­аль­ном фоне от­сут­ствия необ­хо­ди­мого и долж­ного уровня от­вет­ствен­но­сти Банка России, на­блю­да­ется без­ра­дост­ная кар­тина, ко­гда он сам (во «вза­и­мо­дей­ствии» с пра­ви­тель­ством) на­чи­нает за­ни­маться ком­мер­че­ской де­я­тель­но­стью, под­ме­няя или под­ми­ная ком­мер­че­ские банки. В та­ких усло­виях ли­цен­зи­ро­ва­нием, кон­тро­лем и над­зо­ром за де­я­тель­но­стью ком­мер­че­ских бан­ков должны за­ни­маться лю­бые дру­гие ор­ганы го­судар­ствен­ной вла­сти или упол­но­мо­чен­ные об­ще­ствен­ные ин­сти­туты, но только не Банк России.

Неслучайно в на­сто­я­щее время мы яв­ля­емся сви­де­те­лями идио­син­кра­зии вла­сти к ком­мер­че­скому уровню бан­ков­ской си­стемы страны. В ос­нове та­кого непри­я­тия ле­жит стаг­на­ци­он­ная мен­таль­ность и три­ви­аль­ное непо­ни­ма­ние того, что ос­нов­ная за­дача ком­мер­че­ских бан­ков за­клю­ча­ется не в мо­би­ли­за­ции и рас­пре­де­ле­нии де­неж­ных ре­сур­сов (эту функ­цию мо­гут и должны вы­пол­нять ин­ве­сти­ци­он­ные ком­па­нии и фонды), а в обес­пе­че­нии эко­но­ми­че­ски обос­но­ван­ной кре­дит­ной эмис­сии. Отсутствие по­ни­ма­ния этого факта при­во­дит, в част­но­сти, к тому, что в ка­че­стве глав­ного недо­статка рос­сий­ских ком­мер­че­ских бан­ков объ­яв­ля­ется их неспо­соб­ность предо­став­лять дол­го­сроч­ные ин­ве­сти­ци­он­ные кре­диты. На са­мом деле это не должно и не мо­жет яв­ляться их ос­нов­ной функ­цией. Для вы­пол­не­ния своей ос­нов­ной за­дачи (обес­пе­че­ние эко­но­ми­че­ски обос­но­ван­ной де­нежно-кре­дит­ной эмис­сии) от ком­мер­че­ских бан­ков тре­бу­ется пра­виль­ная оценка ре­ак­ции рынка в до­пол­ни­тель­ном объ­еме про­из­вод­ства то­ва­ров и услуг, в той или иной че­ло­ве­че­ской де­я­тель­но­сти, ко­то­рую они го­товы кре­ди­то­вать (уве­ли­чи­вая тем са­мым раз­меры де­неж­ной массы до необ­хо­ди­мого уровня).

Это озна­чает, что ос­нов­ной объем кре­ди­тов мо­жет и дол­жен предо­став­ляться ими только на крат­ко­сроч­ный, или, в край­нем слу­чае, на сред­не­сроч­ный пе­риод, в те­че­ние ко­то­рого та­кую по­ло­жи­тель­ную ре­ак­цию рынка можно оце­нить с от­но­си­тельно вы­со­кой сте­пе­нью ве­ро­ят­но­сти. Реакцию рынка на ре­зуль­таты де­я­тель­но­сти, ко­то­рые мо­гут про­явиться только в дол­го­сроч­ной пер­спек­тиве, точно пред­ска­зать невоз­можно. Долгосрочные кре­диты, как и лю­бые ин­ве­сти­ции, свя­заны с по­вы­шен­ным риском, ко­то­рый должны на себя брать ин­ве­сторы. Для мо­би­ли­за­ции и рас­пре­де­ле­ния ин­ве­сти­ци­он­ных ре­сур­сов су­ще­ствуют ин­ве­сти­ци­он­ные ком­па­нии и фонды, ко­то­рые не несут от­вет­ствен­но­сти за воз­врат вло­жен­ных средств, что и не поз­во­ляет рас­смат­ри­вать их обя­за­тель­ства пе­ред пред­ста­ви­те­лями ре­аль­ного сек­тора эко­но­мики (в от­ли­чие от де­неж­ных обя­за­тельств ком­мер­че­ских бан­ков) в ка­че­стве формы денег.

Но од­ним из обя­за­тель­ных усло­вий для того, чтобы обя­за­тель­ства ком­мер­че­ских бан­ков могли вы­пол­нять функ­ции де­нег, яв­ля­ется ис­пол­не­ние Банком России функ­ции кре­ди­тора по­след­ней ин­стан­ции. И только при усло­вии ее вы­пол­не­ния для граж­дан­ского об­ще­ства по­яв­ля­ется смысл в са­мом цен­траль­ном банке[2], в осу­ществ­ле­нии кон­троля и над­зора за со­зда­нием и де­я­тель­но­стью ком­мер­че­ских бан­ков, за обос­но­ван­но­стью про­во­ди­мой ими кре­дит­ной по­ли­тики, за по­ка­за­те­лями до­ста­точ­но­сти их ка­пи­тала и т. д. Более того, все это окон­ча­тельно при­об­ре­тает эко­но­ми­че­ский смысл только при со­зда­нии усло­вий, обес­пе­чи­ва­ю­щих вы­пол­не­ние кре­дит­ными день­гами, пред­став­лен­ных обя­за­тель­ствами ком­мер­че­ских бан­ков, функ­ции сред­ства сбе­ре­же­ния для юри­ди­че­ских и физи­че­ских лиц. Это озна­чает, что обя­за­тель­ства ком­мер­че­ских бан­ков в объ­еме, в ко­то­ром они вы­пол­няют де­неж­ные функ­ции для пред­ста­ви­те­лей ре­аль­ного сек­тора эко­но­мики, не должны ис­че­зать вме­сте с от­зы­вом ли­цен­зии и лик­ви­да­цией банка как юри­ди­че­ского лица. Лишение бан­ков­ской ли­цен­зии должно от­но­ситься лишь к про­блеме лик­ви­да­ции банка как юри­ди­че­ского лица, со­здан­ного соб­ствен­ни­ками в це­лях из­вле­че­ния при­были, и поз­во­ля­ю­щего дру­гим юри­ди­че­ским и физи­че­ским ли­цам ис­поль­зо­вать банк как ин­стру­мент по­лу­че­ния до­пол­ни­тель­ного до­хода. Однако ли­ше­ние юри­ди­че­ского лица бан­ков­ской ли­цен­зии не должно за­тра­ги­вать лик­ви­да­цию банка как функ­ции, ко­то­рая обес­пе­чи­вает саму воз­мож­ность су­ще­ство­ва­ния кре­дит­ных де­нег. Возможный от­зыв ли­цен­зии банка, же­ла­тельно, ни на один день не дол­жен по­вли­ять на ис­поль­зо­ва­ния де­неж­ных обя­за­тельств банка в ка­че­стве денег.

Опыт при­ня­тия необ­хо­ди­мых мер для до­сти­же­ния этой цели во мно­гих ве­ду­щих стра­нах мира уже на­коп­лен, вклю­чая вре­мен­ную на­цио­на­ли­за­цию, или об­ра­зо­ва­ние так на­зы­ва­е­мых «пе­ре­ход­ных» бан­ков. Важно только пра­вильно по­ни­мать зна­че­ние и цели его при­ме­не­ния. Особо от­ме­тим, что речь идет только о га­ран­тии вы­пол­не­ния обя­за­тель­ствами ком­мер­че­ских бан­ков функ­ций де­нег и не от­но­сится к той их ча­сти, ко­то­рая свя­зана с ис­поль­зо­ва­нием воз­мож­но­стей банка раз­лич­ными юри­ди­че­скими и физи­че­скими ли­цами для по­лу­че­ния до­пол­ни­тель­ного до­хода или при­были. Безусловной, пол­ной и немед­лен­ной ком­пен­са­ции, в слу­чае от­зыва бан­ков­ской ли­цен­зии и при­ня­тия ре­ше­ния о лик­ви­да­ции банка, под­ле­жат все обя­за­тель­ства бан­ков на рас­чет­ных и те­ку­щих сче­тах, по ко­то­рым не вы­пла­чи­ва­ются про­центы.

Вместе с тем обя­за­тель­ства по сроч­ным вкла­дам и де­по­зи­там, преду­смат­ри­ва­ю­щие по­лу­че­ние до­хода, под­ле­жат ком­пен­са­ции только в пре­де­лах ос­нов­ной суммы вклада, без на­чис­лен­ных про­цен­тов, и по окон­ча­нии уста­нов­лен­ного до­го­во­ром с бан­ком срока. Все при­чи­та­ю­щи­еся по вкла­дам про­центы мо­гут быть по­лу­чены (или не по­лу­чены) в рам­ках обыч­ной про­це­дуры банк­рот­ства и лик­ви­да­ции банка как юри­ди­че­ского лица Понятно, что эта же про­це­дура должна рас­про­стра­няться на ак­ци­о­не­ров и участ­ни­ков ком­мер­че­ских бан­ков, дру­гих лиц, предо­ста­вив­ших банку де­неж­ные сред­ства на осо­бых усло­виях (суб­ор­ди­ни­ро­ван­ные кре­диты), а также на лю­бые вклады ру­ко­во­ди­те­лей банка. Иными сло­вами, обыч­ная про­це­дура банк­рот­ства должна огра­ни­чи­ваться обя­за­тель­ства ми пе­ред соб­ствен­ни­ками банка, чле­нами со­ве­тов ди­рек­то­ров и прав­ле­ния, дру­гими ли­цами, обя­за­тель­ства пе­ред ко­то­рыми при­рав­ни­ва­ются к соб­ствен­ным сред­ствам банка, а также в от­но­ше­нии на­чис­лен­ных про­цен­тов по вкла­дам, де­по­зи­там и кредитам.

Именно для до­сти­же­ния этих це­лей тре­бу­ется со­зда­ния спе­ци­аль­ного ре­зерв­ного или стра­хо­вого фонда бан­ков­ской си­стемы. Однако при­ня­тый за­кон о стра­хо­ва­нии вкла­дов физи­че­ских лиц в ком­мер­че­ских бан­ках, раз­ра­бо­тан­ный в нед­рах Банка России и про­лоб­би­ро­ван­ный пред­ста­ви­те­лями от пра­ви­тель­ства и дум­ского кор­пуса, даже близко не пре­сле­дует ука­зан­ной цели, что сде­лало его при­ня­тие во мно­гом «бес­смыс­лен­ным», а с уче­том за­ло­жен­ной в него «взят­ко­ем­ко­сти» — крайне вред­ным. Более того, суть этого за­кона за­клю­ча­ется в до­пол­ни­тель­ном на­ло­го­об­ло­же­нии бан­ков, а также в со­зда­нии усло­вий для их «за­чистки» в со­от­вет­ствии с адми­ни­стра­тив­ными по­ня­ти­ями или пол­ного под­чи­не­ния их де­я­тель­но­сти це­лям по­ли­ти­че­ской вла­сти. В кон­че­ном итоге это при­ве­дет к окон­ча­тель­ной по­тере до­ве­рия об­ще­ства к де­неж­ным обя­за­тель­ствам на­цио­наль­ной бан­ков­ской системы.

Поэтому в на­сто­я­щее время пе­ред об­ще­ством остро стоит про­блема обес­пе­че­ния усло­вий, при ко­то­рых бан­ков­ская си­стема в це­лом яв­ля­лась бы рав­но­прав­ным участ­ни­ком в кон­струк­ции сложно-под­чи­нен­ной и одновременно иерар­хи­че­ски-неза­ви­си­мой си­стемы раз­де­ле­ния вла­стей в граж­дан­ском об­ще­стве, на­ряду с ис­пол­ни­тель­ной, за­ко­но­да­тель­ной и су­деб­ной вет­вями вла­сти. Формальная неза­ви­си­мость в со­от­вет­ствии со ст. 75 Конституции Российской Федерации Банка России от дру­гих ор­га­нов го­судар­ствен­ной вла­сти, при иг­но­ри­ро­ва­нии им це­лей и смысла су­ще­ство­ва­ния двух­уров­не­вой бан­ков­ской си­стемы, поз­во­ляет Центральному банку под ви­дом от­ста­и­ва­ния ин­те­ре­сов граж­дан­ского об­ще­ства, экс­плу­а­ти­ро­вать до­ве­рие по­след­него, дер­зостно сме­ши­вая при этом го­судар­ствен­ные и ком­мер­че­ские интересы.

Деятельность Банка России сви­де­тель­ствует о том, что он го­тов уве­ли­чи­вать де­неж­ную массу фак­ти­че­ски только за счет кре­ди­тов ино­стран­ным го­су­дар­ствам в виде по­купки ино­стран­ной ва­люты, несмотря на то, что та­кая по­ли­тика на­прав­лена на пре­вра­ще­ние на­цио­наль­ных де­нег в сур­ро­гат ино­стран­ной ва­люты (дол­лара и евро) для внут­рен­него поль­зо­ва­ния. Это спо­соб­ствует кон­сер­ва­ции су­ще­ству­ю­щей струк­туры эко­но­мики страны, ко­то­рая не со­от­вет­ствует ее эко­но­ми­че­скому и на­учно-тех­ни­че­скому по­тен­ци­алу, к де­гра­да­ции от­рас­лей и ре­ги­о­нов страны, ко­то­рые не об­слу­жи­вают и не участ­вуют в экс­порт­ном про­из­вод­стве, к пре­вра­ще­нию страны в ко­ло­ни­аль­ное про­стран­ство, к «доб­ро­вольно-при­ну­ди­тель­ному» за­креп­ле­нию за ней функ­ции сы­рье­вого при­датка. При та­кой по­ли­тике об­ще­ство бу­дет по­сто­янно за­да­ваться во­про­сом, ко­то­рый был под­нят Президентом В.В. Путиным в его Послании Федеральному со­бра­нию 2001 г.: по­чему ос­нов­ные деньги де­ла­ются у нас в стране «на нефти, на газе, на ме­тал­лах, на дру­гом сы­рье»? При этом «по­лу­чен­ные до­пол­ни­тель­ные до­ходы от экс­порта либо „про­еда­ются“, либо пи­тают от­ток ка­пи­тала, либо, в луч­шем слу­чае, ин­ве­сти­ру­ются в этот же сы­рье­вой сектор»?

Ответ на этот во­прос во мно­гом свя­зан с тем, что жест­кая при­вязка де­неж­ной эмис­сии Банка России к ве­ли­чине его зо­ло­то­ва­лют­ных ре­зер­вов озна­чает, что кри­те­рием по­лез­но­сти лю­бой эко­но­ми­че­ской де­я­тель­но­сти в на­шей стране яв­ля­ется ее со­от­вет­ствие не ин­те­ре­сам рос­сий­ских по­тре­би­те­лей то­ва­ров и услуг, а по­треб­но­стям ино­стран­ных го­су­дарств, за­ру­беж­ной эко­но­мики. При этом объем де­неж­ной массы и кре­дит­ных ре­сур­сов в стране ока­зы­ва­ется до­ста­точ­ным только для под­дер­жа­ния раз­ви­тия пред­при­я­тий и от­рас­лей, ори­ен­ти­ро­ван­ных на экс­порт, а также тех, ко­то­рые их об­слу­жи­вают. Все осталь­ные сек­тора эко­но­мики и ре­ги­оны страны оста­ются на го­лод­ном кре­дит­ном пайке, де­гра­ди­руют и вла­чат жал­кое эко­но­ми­че­ское су­ще­ство­ва­ние, со­ци­ально-эко­но­ми­че­ский по­тен­циал страны не ис­поль­зу­ется, а деньги пе­ре­стают эф­фек­тивно вы­пол­нять при­су­щие им функ­ции. Проявляется это и в вы­со­кой ин­фля­ции, и во­ца­ре­нии на зна­чи­тель­ной ча­сти тер­ри­то­рии страны на­ту­раль­ного хо­зяй­ства, по­чти пер­во­быт­но­об­щин­ного жиз­не­устрой­ства. Сохранение по­доб­ной по­ли­тики объ­ек­тивно спо­соб­ствует раз­валу го­су­дар­ства, по­скольку вы­нуж­дает ре­ги­оны страны, пред­при­я­тия и на­се­ле­ние, де­я­тель­ность ко­то­рых непо­сред­ственно не свя­занна с экс­пор­том, ис­кать аль­тер­на­тив­ные формы де­нег, вклю­чая фор­ми­ро­ва­ние ре­гио­наль­ных де­нег, или за­ни­маться на­ту­раль­ным хозяйством.

После из­ну­ри­тель­ного пе­ри­ода со­вет­ской ис­то­рии с рас­па­дом Советского Союза на­се­ле­ние России было окон­ча­тельно до­ве­дено до об­ни­ща­ния, раз­рухи и от­ча­я­ния. То, что ком­му­низм не по­ло­жил на ал­тарь кол­лек­ти­визма, се­го­дня ра­зо­рила ди­кая, ненуж­ная го­судар­ствен­ная «авось» — при­ва­ти­за­ция. Сменяющиеся пра­ви­тель­ства де­ся­ти­ле­ти­ями не мо­гут из­ба­виться от сте­рео­ти­пов, при­ми­ти­визма и тен­ден­ци­оз­но­сти, они за­цик­ли­лись на «курсе рубля» и боль­шой по­ли­тике, пре­не­бре­гая про­вин­цией и обы­ден­ной жиз­нью про­стых лю­дей. Наряду с Россией «пер­вого ка­нала» су­ще­ствует еще и Россия непо­нят­ных за­ко­нов, неяс­ных форм, неопре­де­лен­ных тен­ден­ций. Как это не оче­видно, но «за­чистка» бан­ков­ской си­стемы страны ру­ками пра­ви­тель­ства и Банка России, с без­дей­ствием жиз­ненно важ­ных за­ко­но­да­тель­ных ор­га­нов, за­ня­тых опер­ными раз­бор­ками с «детьми Розенталя», с бе­ше­ной ско­ро­стью уни­что­жает ра­бо­чие ме­ста по всей стране.
Вера в чу­до­дей­ствен­ность кол­лек­тив­ной муд­ро­сти пред­ви­де­ния по­сле при­зна­ния ин­ди­ви­ду­аль­ной бес­по­мощ­но­сти и недаль­но­вид­но­сти, в на­ли­чие у пра­ви­тель­ства и цен­траль­ного банка ле­карств от всех со­ци­аль­ных бо­лез­ней столько же глупа, сколько и их сле­пое от­ри­ца­ние.

Мы не при­зы­ваем к бан­ков­ской ре­кон­ки­сте, мы только на­по­ми­наем, что пра­ви­тель­ство и Банк России — два иг­рока, пе­ре­бра­сы­ва­ю­щие без­от­вет­ствен­ность друг другу.

Когда деньги не мо­гут эф­фек­тивно вы­пол­нять свои функ­ции, лю­бые дей­ствия вла­сти по «мо­не­ти­за­ции» льгот, по вы­ве­де­нию на­ло­гов из тени и борьбы с се­рой эко­но­ми­кой, по ре­фор­ми­ро­ва­нию вер­ти­кали вла­сти и су­деб­ной си­стемы, не го­воря уже о ре­фор­мах пен­си­он­ной и пе­ни­ци­тар­ной си­стемы, ЖКХ и ар­мии, про­мыш­лен­но­сти и здра­во­охра­не­ния и мно­гие дру­гие на деле мо­гут при­ве­сти лишь к обостре­нию со­ци­ально-по­ли­ти­че­ской на­пря­жен­но­сти в об­ще­стве. Проблема обост­ря­ется еще и край­ней из­но­шен­но­стью и без того нераз­ви­той со­ци­аль­ной и про­мыш­лен­ной ин­фра­струк­туры, неудо­вле­тво­ри­тель­ным со­сто­я­нием сверх вся­кой ра­зум­ной меры мо­но­по­ли­зи­ро­ван­ного жи­лищно-ком­му­наль­ного хо­зяй­ства, воз­рас­та­нием риска воз­ник­но­ве­ния круп­но­мас­штаб­ных тех­но­ген­ных ка­та­строф и ухуд­ше­нием эко­ло­ги­че­ской об­ста­новки. В та­ких усло­виях неиз­беж­ное обостре­ние со­ци­ально-по­ли­ти­че­ского кри­зиса мо­жет при­ве­сти не про­сто к смене по­ли­ти­че­ских элит, но и к раз­валу государства.

Поэтому ско­рей­шее из­ме­не­ние го­судар­ствен­ной по­ли­тики в от­но­ше­нии Банка России, как од­ного из важ­ных эле­мен­тов в совре­мен­ной си­стеме раз­де­ле­ния вла­стей, необ­хо­димо рас­смат­ри­вать как им­пе­ра­тив, обя­за­тель­ное усло­вие не только со­ци­ально-эко­но­ми­че­ского раз­ви­тия России, но и со­хра­не­ния еди­ного го­су­дар­ства. Без ука­зан­ного из­ме­не­ния лю­бые гео­по­ли­ти­че­ские, транс­портно-стра­те­ги­че­ские, меж­ду­на­родно-про­мыш­лен­ные и ин­ве­сти­ци­он­ные аль­янсы, син­ди­каты, кон­сор­ци­умы и про­екты ста­нут de jure про­фа­на­цией идеи раз­ви­тия страны, a de facto бу­дут спо­соб­ство­вать даль­ней­шей скры­той сы­рье­вой и от­кры­той де­неж­ной ко­ло­ни­за­ции граж­дан­ского об­ще­ства на тер­ри­то­рии совре­мен­ного рос­сий­ского государства.


 ВСЕ ПУБЛИКАЦИИ

В Конституции РФ в ст. 75 за­фик­си­ро­вано, что «за­щита и обес­пе­че­ние устой­чи­во­сти рубля — ос­нов­ная функ­ция Центрального банка, ко­то­рую он осу­ществ­ляет неза­ви­симо от дру­гих ор­га­нов го­судар­ствен­ной вла­сти». Согласно Конституции раз­ра­ботка де­нежно-кре­дит­ной по­ли­тики не вхо­дит в число функ­ций Правительства РФ. В ста­тье 114 уста­нов­лено только то, что «пра­ви­тель­ство обес­пе­чи­вает про­ве­де­ние в Российской Федерации еди­ной финан­со­вой, кре­дит­ной и де­неж­ной по­ли­тики». Однако в на­ру­ше­ние этой ста­тьи Конституции в ст. 4 Федерального за­кона «О Центральном банке РФ (Банке России)» за­фик­си­ро­вано, что раз­ра­ботка и про­ве­де­ние еди­ной го­судар­ствен­ной де­нежно-кре­дит­ной по­ли­тики, на­прав­лен­ной на за­щиту и обес­пе­че­ние устой­чи­во­сти рубля, осу­ществ­ля­ется Банком России не са­мо­сто­я­тельно, а «во вза­и­мо­дей­ствии» с Правительством Российской Федерации. Это де­лает во мно­гом бес­смыс­лен­ным по­ло­же­ние ст. 5 Федерального за­кона «О Банке России», в со­от­вет­ствии с ко­то­рой он «в пре­де­лах пол­но­мо­чий, предо­став­лен­ных ему Конституцией Российской Федерации и фе­де­раль­ными за­ко­нами, неза­ви­сим в своей де­я­тель­но­сти… В слу­чае вме­ша­тель­ства в его де­я­тель­ность Банк России ин­фор­ми­рует об этом Государственную Думу и Президента Российской Федерации». Однако как можно от­ли­чить «вза­и­мо­дей­ствие» от «вме­ша­тель­ства в де­я­тель­ность» Банка России со сто­роны Правительства Российской Федерации в про­цессе раз­ра­ботки де­нежно-кре­дит­ной по­ли­тики?

Отметим, что по­яв­ле­ние ин­сти­ту­тов, ко­то­рые в на­сто­я­щее время при­нято на­зы­вать цен­траль­ными бан­ками, пер­во­на­чально опре­де­ля­лось ин­те­ре­сами го­су­дар­ства в мо­би­ли­за­ции и кон­цен­тра­ции в своих ру­ках эко­но­ми­че­ских ре­сур­сов для про­ве­де­ния агрес­сив­ной внеш­ней по­ли­тики, ко­то­рая неиз­менно со­про­вож­да­лась уси­ле­нием го­судар­ствен­ного на­си­лия и внутри страны. При этом сами цен­траль­ные банки ис­пол­няли лишь роль при­ви­ле­ги­ро­ван­ных ком­мер­че­ских бан­ков, ко­то­рым го­су­дар­ство стре­ми­лось предо­ста­вить мо­но­поль­ные права на банк­нот­ную эмиссию.